|
Город Достоевского МЫ В ЕВРОПЕ ЛИШЬ СТРЮЦКИЕ В ноябре 2001 г. исполняется 180
лет со дня рождения величайшего
русского писателя Федора Михайловича
Достоевского. Как справедливо отмечают
наши коллеги, создатели журнала "Русский
дом", Достоевский - это не памятник
нашей культуры, это живое руководство к
действию, - и именно сегодня.Федор
Михайлович Достоевский создал не только
незабываемые психологические типы и
особый строй прозаического сюжета,
названный Михаилом Михайловичем
Бахтиным "полифонией", он был, по
существу, первым истинно русским
светским философом планетарного
масштаба, свободным (в отличие, скажем,
от Толстого) от влияния европейских
авторитетов, - и первым остается по сей
день. Все вершинные достижения русской
философии XX века - возьмем ли мы труды
Ильина, Новгородцева, Павла Флоренского,
Бердяева - взошли на могучей,
плодородной, щедрой ниве под названием
ДОСТОЕВСКИЙ. Этих мыслителей невозможно
"пересадить" в другую почву - они в
ней зачахнут. МЫ В ЕВРОПЕ ЛИШЬ
СТРЮЦКИЕ ...Еще до Петра, при московских
еще царях и патриархах, один тогдашний
молодой московский франт, из передовых,
надел французский костюм и к боку
прицепил европейскую шпагу. Мы именно
должны были начать с презрения к своему
и своим, и если пробыли целые два века на
этой точке, не двигаясь ни взад ни вперед,
то, вероятно, таков уж был наш срок от
природы. Правда, мы и двигались:
презрение к своему и к своим все более и
более возрастало, особенно когда мы
посерьезнее начали понимать Европу. В
Европе нас, впрочем, никогда не смущали
резкие разъединения национальностей и
резко определившиеся типы народных
характеров. Мы с того и начали, что прямо
"сняли все противуположности" и
получили общечеловеческий тип "европейца"
- то есть с самого начала подметили общее,
всех их связующее, - это очень характерно.
Затем, с течением времени поумнев еще
более, мы прямо ухватились за
цивилизацию и тотчас же уверовали, слепо
и преданно, что в ней-то и заключается то
"всеобщее", которому предназначено
соединить человечество воедино. Даже
европейцы удивлялись, глядя на нас, на
чужих и пришельцев, этой восторженной
вере нашей, тем более что сами они, увы,
стали уж и тогда помаленьку терять эту
веру в себя. Мы с восторгом встретили
пришествие Руссо и Вольтера, мы с
путешествующим Карамзиным умилительно
радовались созванию "Национальных
Штатов" в 89 году, и если мы и приходили
потом в отчаяние, в конце первой
четверти уже нынешнего века, вместе с
передовыми европейцами над их погибшими
мечтами и разбитыми идеалами, то веры
нашей все-таки не потеряли и даже самих
европейцев утешали. Даже самые "белые"
из русских у себя в отечестве
становились в Европе тотчас же "красными"
- чрезвычайно характерная тоже черта.
Затем, в половине текущего столетия,
некоторые из нас удостоились
приобщиться к французскому социализму и
приняли его, без малейших колебаний, за
конечное разрешение всечеловеческого
единения, то есть за достижение всей
увлекавшей нас доселе мечты нашей. Таким
образом, за достижение цели мы приняли
то, что составляло верх эгоизма, верх
бесчеловечия, верх экономической
бестолковщины и безурядицы, верх
клеветы на природу человеческую, верх
уничтожения всякой свободы людей, но это
нас не смущало нисколько. Напротив, видя
грустное недоумение иных глубоких
европейских мыслителей, мы с
совершенною развязностью немедленно
обозвали их подлецами и тупицами. Мы
вполне поверили, да и теперь еще верим,
что положительная наука вполне способна
определить нравственные границы между
личностями единиц и наций (как будто
наука - если б и могла это она сделать -
может открыть эти тайны раньше
завершения опыта, то есть раньше
завершения всех судеб человека на земле).
Наши помещики продавали своих
крепостных крестьян и ехали в Париж
издавать социальные журналы, а наши
Рудины умирали на баррикадах. Тем
временем мы до того уже оторвались от
своей земли русской, что уже утратили
всякое понятие о том, до какой степени
такое учение рознится с душой народа
русского. Впрочем, русский народный
характер мы не только считали ни во что,
но и не признавали в народе никакого
характера. Мы забыли и думать о нем и с
полным деспотическим спокойствием были
убеждены (не ставя и вопроса), что народ
наш тотчас примет все, что мы ему укажем,
то есть в сущности прикажем. На этот счет
у нас всегда ходило несколько
смешнейших анекдотов о народе. Наши
общечеловеки пребыли к своему народу
вполне помещиками, и даже после
крестьянской реформы. |
|